ГлавнаяБлог

7 фактов о креативной экономике Казахстана

Что общего у Иманбека, Айсултана Сеитова и Алины Ким, известной в Тиктоке, как Хомяк? Всех их объединяет креативная экономика с ее разнообразием сфер, позволяющих монетизировать свои знания и таланты.

В Казахстане в развитии креативной индустрии участвуют как предприниматели, так и государство с общественными институтами. Как развивается эта молодая отрасль экономики, разбираемся вместе c директором Центра креативных индустрий при AlmaU Даной Шаяхмет. 

Графический дизайнер и политолог по образованию, она несколько лет исследует креативную экономику и собирает данные, помогающее в принятии решений. 

1. Никто точно не знает, сколько креативных бизнесов в Казахстане  

Еще в 2018 году их было зарегистрировано около 18 тысяч. Такие цифры приводят авторы исследования креативных индустрий при поддержке Британского совета, но по факту креативных предпринимателей значительно больше.

Для сравнения в 2019 году по данным минэкономики, в креативных индустриях насчитывалось чуть более 32 тыс. предприятий, а в 2020 году в той же сфере было занято около 310 тыс. человек или 3,4% от общей занятости.

2. Доходы в креативных индустриях сложно отследить

 В том же 2020 году 60% налоговых отчислений обеспечили бизнесы в сфере искусства, архитектуры и IT. При этом 18% видов деятельности в креативных индустриях формируют почти 80% доходов бюджета. По словам эксперта, креативные предприниматели чаще не регистрируют бизнес, и это общемировая практика.

«Зачастую маленькие бизнесы или фрилансеры уходят от налогообложения, и государство не видит, какой оборот средств в креативной экономике. Или, например, человек увлекается каким-то ремеслом, иногда продает свои изделия, но предпринимателем себя не считает», — отмечает Дана Шаяхмет.

3. В структуре креативных индустрий доминируют малые предприятия

75% креативных проектов в Алматы и Астане относятся к микро- и малым организациям, в которых работают от одного до пяти человек. Там же самая высокая концентрация креативного бизнеса. В 2019 году в Алматы она составляла 44.8% или более 6% от общего числа зарегистрированных юрлиц. При этом в обоих городах преобладают услуги с самой высокой добавленной стоимостью (рекламная деятельность, архитектура и IT). На них приходится более 90% зарегистрированных юрлиц в секторе.

4. Туризм может стать драйвером роста креативной экономики

Основа креативной экономики – продукты и услуги на основе интеллектуальной и творческой деятельности. В Казахстане пока нет классификатора креативных индустрий, отражающего специфику региона и национальной экономики. Поэтому исследователи используют международные наработки, например, от ЮНЕСКО. В перечень ее классификатора входят:

  • Кино-, видео- и анимация;
  • Телерадиовещание, подкасты и видеоблогинг;
  •  Фотография;
  •  Исполнительские искусства: театр, танец и т.д.;
  •  Музыка, концертная деятельность, фестивали;
  •  Литература, издательское дело;
  •  Архитектура, урбанистика;
  •  Все виды дизайна, включая дизайн одежды;
  •  Реклама;
  •  Ремесла;
  •  Рынок предметов искусства и антиквариата;
  • IT и разработка компьютерных игр, приложений

«На первых этапах туризм нужно включить в классификатор креативных индустрий. Например, в Узбекистане государство снизило налогообложение для ремесленников, а в Дубае сняли несколько фильмов, включая «Миссию невыполнима». Все это стратегические шаги государства по развитию туристической и смежных отраслей», — отмечает исследователь.

5. Средний возраст креативных предпринимателей молодеет  

В креативных индустриях работают специалисты из разных профессий с отличающимся опытом. Исследователи выделяют две основные категории: представителей творческих профессий и выходцев из корпоративного мира. Также с каждым годом средний возраст казахстанцев, работающих в креативных индустриях, снижается. Еще три года назад он стремился к 26 годам.

6. Креативные предприниматели совмещают несколько ролей и сфер 

Согласно опросу 62 креативных предпринимателей (2020), 25.8% опрошенных совмещают проекты в двух и более направлениях. Также они часто самостоятельно ведут бизнес, совмещая в нем от 3 до 8 ролей. Три основные позиции – инициатор/идейный вдохновитель (93.5% опрошенных), директор (75.8%) и маркетолог (66.1%).Также 61% респондентов выполняют роль главного технолога/дизайнера, а 59.7% занимаются продажами.

7. Недостаток системных знаний замедляет рост бизнеса

Часто креативные предприниматели ведут бизнес самостоятельно и руководствуются субъективным пониманием бизнес-процессов и стандартов. В какой-то момент имеющихся знаний становится недостаточно, что повышает риск финансовых потерь.

Предпринимательство в креативных индустриях подразумевает широкий спектр знаний, включая основы финансовой грамотности, бухгалтерии, авторского права и не только. Также среди важных навыков эксперты отмечают проектное мышление и проработку личностных установок. В этом всем креативным предпринимателям может помочь дополнительное обучение и онлайн-образование.  

Заглавное изображение: Vale Zmeykov/Unsplash