ГлавнаяБлог

3D-камеры и сцены без кислорода: как Кэмерон снимал «Аватар: путь воды»

Джеймс Кэмерон не ищет простых путей. Сначала он придумывает что-то невозможное, а потом изобретает способ это осуществить. Вот и “Аватара” режиссер планировал снимать еще в 1999 году, когда его идеи опережали возможности киноиндустрии.  Спустя 10 лет голливудский новатор все таки приступил к съемкам первой части, а его замысел разросся до 5 фильмов. Создавая их, команда режиссера внедряет новые технологии в кинопроизводство, и “Аватар: путь воды” — яркое тому подтверждение.

Петабайт данных и бескомпромиссный 3D  

“Аватар” Кэмерона на 60 % состоит из компьютерной графики, а все визуальные элементы Пандоры весят больше 1000 терабайт. К слову, чтобы воссоздать и затопить “Титаник” Кэмерону хватило 2 терабайт. 

Оставшиеся 40% игрового кино при этом не менее технологичны. Раньше фильммейкеры добивались трехмерного изображения на постпродакшене, как бы “допиливая” отснятый материал. Кэмерон же изначально снимал всех “Аватаров” на 3D-камеру. На съемках второй части режиссер пошел еще дальше и создал объемную 3D-систему на базе полнокадровых цифровых камер Sony Venice. 

Съемки, как видеоигра 

Работая над “Аватаром”, режиссер первым в Голливуде использовал виртуальную камеру Simul-Cam от Technoprops. Внешне она напоминает игровой контроллер и включает систему светодиодных маркеров высокой интенсивности. Синхронизируясь с камерами захвата движения, устройство превращало павильон в тропический лес Пандоры, а участников сцен — в их трехмерных персонажей. В режиме реального времени режиссер руководил актерами словно героями из видеоигр, только без VR-шлема. 

Захват движений 

Еще в первом фильме команда “Аватара” улучшила технологию Weta FX, созданную студией Питера Джексона для «Властелина колец”. Она позволяет добиться реалистичной анимации персонажей. В прокаченной версии за мимику и телодвижения отвечали две разные камеры, а точность их записи выросла в 6 раз. Но для подводных съемок этого было мало.

Подводный челлендж   

Основная проблема заключалась в оптической базе, которой оснащена система захвата движений. Она состоит из набора точек и маркеров, фотографируемых множеством камер. Но фиксировать точки на лице и теле под водой не давало возникающее отражение. На решение этой задачи команде понадобилось полтора года и его пока не раскрывают.  

Задержав дыхание 

В новом “Аватаре” режиссер совместил две свои главные страсти — кино и океан, который он изучает в перерывах между фильмами. В создании подводного мира Пандоры Кэмерону пригодился опыт погружения на дно Марианской впадины. Специально для съемок команда сконструировала огромный бассейн на 940 000 литров с глубиной до 9 метров. А всем, кто работал под водой, пришлось научиться фридайвингу. Дыхательные аппараты создавали пузырьки, не допустимые в кадре, поэтому актерам и операторам приходилось  задерживать дыхание.

Сила вдохновения 

Путь Джеймса Кэмерона в кино был тернист, и кем он только не работал. Свой первый фильм он снял в 24 года, заняв 20 000 долларов на аренду камеры, которой даже не умел пользоваться. Но риск окупился, и дебютная короткометражка с декором из картона и строительного мусора обеспечила Кэмерону первую работу в кино.

Снять фильм Кэмерона подстегнула “Новая надежда” Джорджа Лукаса. Как позже отметил создатель “Аватара”, “Терминатора и “Чужих”, после просмотра “Звездных войн” ему показалось, что кто-то воплощает его мечты на экране. 

Сегодня видеопроизводство стало намного доступнее, и чтобы научиться снимать, достаточно недорогой камеры. Ускорить обучение помогают профессиональные менторы, и учится можно в удобное время. 

 Как раз такой формат предлагает онлайн-курс на платформе 5q.kz “Профессиональный видеомейкинг: Видеосъемка, видеомонтаж и продвижение”. 

Этот курс записал Вячеслав Тен — основатель видеостудии YouGram и опытный видеограф, снимавший ролики для крупнейших компаний Казахстана. За 5 лет ментор провел более 100 учебных оффлайн-потоков, а его выпускники успешно работают с крупными брендами.  

В студенческие годы Вячеслав работал официантом, продавцом и проектировал технологические линии для разных производств. Видеографией он увлекся, сняв рекламу для своих кожаных изделий к смартфонам. Следующие 9 лет он посвятил созданию профессиональных видео для бизнеса, и ему точно есть, чем поделиться с будущими ведеографами и кинематографистами.