ГлавнаяБлог

В Meta из декрета: как алматинка получила оффер мечты и переехала в Дублин

Переход в международную корпорацию совпал с последним месяцем беременности девушки, но декрет не помешал трудоустройству и переезду. Больше года казахстанка находится с семьей в Дублине и поделилась с 5Q карьерным опытом и рекомендациями.

Мадине Мухамбетжановой 31 год. Девушка закончила среднюю школу в Алматы, затем поступила в КИМЭП, но вскоре уехала учиться в США по стипендии Болашак. В 2010 году после 2-го курса она поступила в Бостонский университет на факультет машиностроения. КИМЭП же закончила после окончания учебы в США.

После 5 лет в Бостоне девушка вернулась в Казахстан и устроилась на работу на электровозосборочный завод французской компании Alstom в столице. 

«Благодаря тому, что в КИМЭПе можно растягивать обучение (количество академических часов), я закончила его через 10 лет. Казахстанский ВУЗ хорош тем, что дает классный нетворкинг, а многие выпускники поступают на магистратуру за рубеж», — отмечает Мадина. 

В Alstom девушка сначала работала инженером-технологом, потом руководила проектом по поставке электровозов. Проработав четыре года в компании, Мадина решила кардинально сменить сферу. 

Несмотря на карьерный рост, я решила уйти в IT, будучи уверенной, что за этим будущее. Также я понимала, что если не перейти сейчас, то потом будет сложнее, — объясняет свое решение казахстанка. 

Работа в DAR, семья и оффер от Facebook

Какое-то время Мадина посещала айтишные воркшопы и узнала про международную сертификацию IQBBA для бизнес-аналитиков. Однако для получения сертификата девушке не хватило пару баллов, но зато она прошла курсы бизнес-анализа и устроилась в группу компаний DAR в Алматы.

Работа в DAR стала трамплином для трудоустройства в Facebook. Одним из главных требований на позицию market specialist были аналитические навыки, и в DAR-е я как раз набралась опыта в международных проектах, — отмечает Мадина.

В это же время девушка познакомилась с будущим мужем, и в 2019 году они поженились. Супруг Мадины занимается наукой и окончил докторантуру (PhD). 

В 2020 году, работая в DAR, Мадина вышла в декрет и буквально за две недели до родов получила сообщение в Linkedin от рекрутера Facebook на позицию market specialist. Собеседование состояло из нескольких этапов, а последнее интервью длилось около 3 часов. Его героиня прошла в перерыве между предродовыми схватками.

«После окончания интервью муж отвез меня в больницу, и ночью я родила. О том, что меня взяли в Facebook в штаб-квартиру в Дублин я узнала в день выписки из роддома», — вспоминает Мадина.

Дублин — второй по величине европейский IT-хаб после Амстердама. Здесь расположены офисы Google, Linkedin и других больших компаний. Должность Мадины предполагает анализ казахстанского рынка и данных, а также работу с местным сообществом. Подобные задачи включает такая же вакансия в другой стране, где указаны требования и обязанности специалиста. Работа также предполагается в Дублине. 

В его обязанности входит:

  • проверка контента на соответствие правилам сообщества;
  • поддержка аккаунтов;
  • анализ ключевых метрик для улучшения рабочих процессов;
  • предложение и реализация решений, которые помогут улучшить поддержку местных пользователей.

Полное описание можно прочитать здесь.

Трудности переезда и аренда жилья 

Когда в Facebook узнали, что их будущая сотрудница родила ребенка, то по правилам компании, ей дали 5 месяцев на подготовку к переезду. Поэтому с оффером Мадина провела дома еще полгода. За это время специалисты, нанятые компанией, помогли ей собрать документы и найти квартиру. 

Страха переезда не было. И я, и муж учились за границей. Тем более Facebook организовывал переезд, и первый месяц мы жили за счет компании. Трудность была в том, что мужа пригласили на работу в Сингапур, а меня в Дублин. Оба оффера были привлекательные. Планировали даже пожить временно раздельно в двух странах. Но у мужа возникли сложности с переездом из-за пандемии и выбор отпал, — вспоминает Мадина. 

По словам казахстанки, ирландцы дружелюбные и приветливые. Но в стране дорогая аренда жилья. Цены выросли из-за большого количества экспатов. Владельцы жилья просят арендаторов предоставить перечень документов, подтверждающих благонадежность, что тоже усложняет поиск.

«Думаю, это из-за того, что здесь, если человек не сможет оплатить аренду и при этом ему некуда идти, то выселить его можно будет только через суд. Поэтому арендодатели так тщательно проверяют бэкграунд и смотрят, чтобы доход совпадал со стоимостью аренды. Поэтому экспатам необходим банковский счет», — отмечает Мадина. 

Большинство квартир в Дублине небольшие. Мадина с семьей живет в двушке площадью 45 кв м. Аренда такого жилья обходится в 1,5 тысячи евро в месяц. 

После года работы в Facebook Мадина родила второго ребенка и снова вышла в декрет. В ирландских детсадах трудно найти свободное место для ребенка, а цена в них гораздо выше, чем в Казахстане. 

«В Ирландии нет государственных детсадов, а в частных высокая стоимость. Трудно найти свободное место. Очереди в детсады занимают до рождения ребенка. Стоимость — 1 200 евро в месяц. По сути, всю зарплату семейные экспаты отдают за аренду и детсады», — говорит Мадина.

По словам героини, здравоохранение в Ирландии качественное, а попасть на прием к узкому специалисту можно только по направлению семейного врача. Обходится лечение тоже не дешево, но в случае Мадины работодатель оплачивает медицинскую страховку.

При высоких ценах в стране развиты социальные программы. Дети в Ирландии бесплатно получают мед. услуги до 6 лет. Ребенок Мадины пока не может получить ВНЖ, но родители каждый год обновляют ему визу бесплатно. 

«Хотя садики и дорогие, но в Ирландии на детях не зарабатывают. Многие услуги для детей бесплатные. То есть, работающие люди платят большие налоги, но в дальнейшем из них формируются социальные выплаты. В Европе, особенно на севере, вообще развит социализм», — отметила Мадина.

В Дублине живет около 100 человек из Казахстана. Многие из них работают разработчиками, но есть и такие, кто трудится в других сферах. Средний возраст 30-35 лет. Некоторые приехали в Ирландию давно и получили гражданство. 

«Пару раз коммьюнити собиралось. Но мы семейные люди и поэтому не часто встречаемся. Два раза готовили бешбармак и приглашали друзей», — вспоминает Мадина.

Рекомендации для тех, кто хочет работать в IT-компаниях за границей

По словам героини, чтобы получить оффер от зарубежной компании не обязательно быть айтишником:

Все думают, что в Facebook и других компаниях работают только айтишники. На самом деле есть много других позиций. Моя больше гуманитарная. Нужно прокачивать свою квалификацию и, как бы банально не звучало, заниматься тем, что нравится. Тогда твоя история рекрутеру покажется интересной. Я была сама собой на интервью, не читала мануалы, что отвечать и рассказывать.

По мнению казахстанки, в ее трудоустройстве в Facebook, большую роль сыграло знание родного языка, которое у нее проверяли во время интервью.

«Дома я разговаривала на казахском языке. За границей среди наших многие хорошо знают английский, но мало говорят на казахском. То, что я говорю на родном языке, сыграло важную роль в том, что меня взяли в Facebook», — отметила Мадина.

Кроме английского языка для работы в больших корпорациях необходимо следовать деловой этике. Бостонский университет и КИМЭП научили Мадину вести деловую переписку и переговоры.

«Вообще нужно уметь правильно пользоваться поиском Google. Важно уметь находить информацию и читать инструкции. В больших компаниях лично рассказывать не будут. Отправят большой объем текста с инструкциями и документами, где указано, как выполнять обязанности. Те, кто учился за границей, это умеют, потому что часто это делали», — отмечает героиня. 

Планы на будущее 

В Алматы у Мадины живут родители и младший брат. Возвращаться в Казахстан в ближайшее время она с мужем не планирует, но в будущем рассматривает возвращение домой. В последний приезд Мадина сильнее ощутила загрязненность воздуха в Алматы.

«Пока мы не хотим растить детей в таких условиях. Плюс, в Европе за счет высоких налогов разные слои населения живут примерно одинаково. Получая зарплату в евро, есть уверенность в стабильности валюты. Тенге неустойчив, и нужно постоянно стремиться получать больше. Пока есть возможность получить международный опыт работы, мы хотим ее использовать и уже как эксперты вернуться на Родину, чтобы внести вклад в ее развитие», — говорит Мадина.

Находясь в декретном отпуске, она будет получать полную зарплату полгода. В Ирландии декретное пособие рассчитано на один год. 
«Казахстанские девушки часто думают, что нужно выбирать либо семью, либо карьеру. Но я считаю, что это стереотип. Я вышла замуж, родила двух детей и работаю в Facebook. Все это произошло за три года. Крупные международные компании дают всем равные возможности. Все можно совмещать», — резюмирует Мадина Мухамбетжанова.