ГлавнаяБлог

Новые имена: обзор фильма «От» Айжан Касымбек

Премьера фильма «От» («Огонь») состоялась на кинофестивале в Пусане осенью 2021 года. Потом кинокартину показали в Германии и Сингапуре, а в Белоруссии ее наградили призом за лучшую режиссуру и музыку. Исполнитель главной роли Тулепберген Байсакалов также получил награду в номинации «Лучшая мужская роль» сразу на двух кинофестивалях – X Russian-British Sochi International Film Festival & Awards и Asian World film festival в Лос-Анджелесе.

Изначально «От» («Огонь») задумывался как продолжение альманаха ранних короткометражных лент Айжан Касымбек – «Су» («Вода») и «Ауа» («Воздух»). В итоге получилась полнометражная история о жизни казахстанской семьи — своего рода «Баллада о маленьком человеке» в современном исполнении. Главный герой фильма – Толик – такой же, как и миллионы других жителей мегаполисов. Его жизнь вращается по привычной орбите, замкнутой на семье, работе и кредитах. 

Как и в балладе Роберта Рождественского, в окно каждого маленького человека однажды стучится война.  Причем не обязательно какой-то глобальный военный конфликт. Это может быть вполне рядовое событие, но оно становится последней каплей, нарушающей привычный уклад. В результате кто-то кардинально меняет свою жизнь, кто-то пускается во все тяжкие или, наоборот, находит силы жить дальше. 

История оставляет открытый финал, и зрители так и не узнают, чем закончилась эта драма. Толик после своей личной «войны» отпускает ситуацию, которую не в силах изменить, и просто продолжает жить. Несмотря на социальный подтекст «Огонь» снят с юмором фактически в лучших традициях французской классики. После просмотра не остается неприятного послевкусия, но и на смысловую легкость фильм тоже не претендует, провоцируя зрителей на размышления. 

Во многом своим успехом фильм обязан обаянию Тулепбергена Байсакалова. Несмотря на все тяготы и невзгоды, герою в его исполнении присущи доброта и трогательность, глубина и в то же время юмор. Также органично смотрятся и все остальные герои, особенно семья и близкий друг Толика. 

Нельзя не отметить и операторскую работу. Фильм предлагает взглянуть на Алматы под ракурсом широких проспектов и эстакад, тихих дворов, пригородов и пробок у «Алтын Орды». В картине нашлось место и горным пейзажам, контрастирующим с бетонными джунглями спальных районов. Через камеру Айгуль Нурбулатовой Алматы получился очень живым. Таким, каким его видят алматинцы – переменчивым, где-то уставшим, иногда надменно современным, но теплым и близким.

Выход фильма в прокат ожидается в начале следующего года, и его однозначно стоит посмотреть на большом экране.