ГлавнаяБлог

Почему предстоящая Венецианская биеннале станет особенной для Казахстана?

Казахстанские художники не в первый раз представят свои работы на Венецианской биеннале. Но если до сих пор они участвовали в выставке в рамках павильона стран Центральной Азии или самоорганизованных инициатив, то на предстоящей 59-ой выставке у Казахстана появится отдельный павильон.

Разговоры о необходимости этого шага велись не первый год. Например, в 2017 году Казахстан впервые анонсировал собственный павильон на Венецианской биеннале. Страна даже зарегистрировала участие, но, увы, анонс остался анонсом. 

Правда, тогда Елена и Виктор Воробьевы стали первыми казахстанскими и центральноазиатскими художниками, которые приняли участие в основном проекте Венецианской Биеннале. Они представили инсталляцию «Художник спит» в павильоне Джардини. 

В 2019 году официальный павильон Казахстана на венецианской биеннале почти случился: павильон зарегистрировали и начали готовить, но снова не сложилось. В этом году гости фестиваля увидят работы казахстанских художников в персональном пространстве в апреле.

По мнению комиссара павильона Казахстана Меруерт Калиевой, это одно из самых долгожданных событий для казахстанской арт-сцены.

«Для меня большая честь выступить комиссаром первого павильона Казахстана в Венеции. Искусство – это прежде всего способ коммуникации, и через национальные павильоны в Венеции создается многоголосье – можно почувствовать дух времени, причем с разных точек зрения. Я надеюсь, что павильон станет одним из многих проектов по поддержке и представлению казахстанского современного искусства как в мире, так и внутри страны», – поделилась комиссар.

Венецианская биеннале существует более 100 лет. Это одна из самых престижных выставочных площадок в мире, которую посещают практически все влиятельные представители мира искусства. Она даёт возможность вести диалог, обмениваться мнениями на актуальные темы, обсуждать общие проблемы в контексте культуры разных стран.

При этом туристический потенциал биеннале не уступает знаменитому венецианскому карнавалу. Каждые два года оно собирает более полумиллиона человек. 

Что касается стран-участниц, то главное здесь не представить мировому арт-сообществу конкретных художников. По сути, присутствие на биеннале – важный имиджевый проект. Не зря многие страны принимают в участие в этом мероприятии больше века.

«Уверен, что появление нашего павильона на биеннале в Венеции станет хорошей традицией и будет способствовать развитию казахстанского искусства, узнаваемости его оригинального почерка во всем мире. В этом ключе, конечно, хочется поблагодарить всех, благодаря кому это стало возможным, – организаторов, спонсоров, меценатов, художников и простых энтузиастов. В свою очередь, министерство, конечно, будет оказывать всяческую поддержку участникам проекта», – отмечает министр культуры и спорта Даурен Абаев

Тема, заданная куратором нынешней Венецианской биеннале Чечилией Алемани, напрямую отсылает к ситуации, в которой мы оказались два года назад, и к изменениям, которые весь мир претерпел.

Название «Молоко снов» (The Milk of Dreams) выставка получила в честь одноименной книги британской художницы-сюрреалиста Леоноры Каррингтон (1917–2011), созданной в 1950-х годах в Мексике. Литературное произведение наполнено волшебными историями, в которых каждый может измениться силой своего воображения. 

Поэтому нет ничего удивительного в том, что казахстанские художники представят проект, вдохновленный Сергеем Калмыковым, который, как и Леонора Каррингтон, в своем творчестве путешествовал по безграничному миру своих фантазий.

Кроме того, Калмыков одна из самых ярких и неоднозначных фигур казахстанского искусства. В свое время, его работы, к сожалению, не получили признания. Более того, его творчество было признано вредным и не соответствующим идеалам социализма. И лишь спустя годы, мистические картины художника, пережив период забвения, получили известность. 

Впрочем, трансдисциплинарный коллектив ORTA, который представит Казахстан на Венецианской биеннале, вдохновлялся даже не столько картинами, сколько текстами Калмыкова.

Пять лет назад мы столкнулись с пронзительной красотой текстов Сергея Калмыкова и заразились его гением. Основываясь на его идеях, мы экспериментировали с различными формами и концепциями в искусстве, науке, музыке, кино и философии. Один из важнейших этапов этого жизне-творческого эксперимента будет представлен в Казахстанском павильоне в апреле, — рассказали основатели проекта ORTA актриса Александра Морозова и режиссер Рустем Бегенов.

Помимо них в коллективе присутствуют фото- и видеодизайнер Дарья Джумеля, художник Александр Баканов и художница Сабина Куангалиева.

Работы ORTA – это постоянное исследование высшего измерения творческих взаимодействий людей через создание универсальных проектов. Они включают театр, перформанс, изобразительное искусство и искусство новых медиа, а также роботическую, компьютерную и электронную инженерию и народное ремесло.

Пока не ясно, как будет выглядеть отечественный «венецианский» проект, но уже известно, что одновременно с открытием казахстанского павильона в Италии пройдет и параллельная программа в Казахстане. Это будет серия специальных мероприятий, посвященных павильону, на протяжении всей Венецианской биеннале.