ГлавнаяБлог

Почему популярны сериалы про маньяков?

В 2021 году казахстанский веб-сериал “5:32” стал сенсацией: каждая серия набирала миллионы просмотров на YouTube, зрители строили догадки, какие реальные маньяки могли заинтересовать сценаристов, а критики и журналисты хвалили проект за смелость и новаторство. Разбираемся в чем секрет популярности таких историей вместе с психологом Динарой Кожахметовой и сценаристом “5:32” Сергеем Литовченко.

Шатены-убийцы и непризнанные гении 

Когда Эда Гина поймали и посадили в тюрьму, и про него написали в газетах, тысячи людей из родного штата маньяка Висконсина приезжали посмотреть на дом преступника. Так продолжалось до тех пор, пока неизвестный не поджег дом “душегуба Гина”. Кроме того его автомобиль выставили на полицейском аукционе, и люди буквально дрались за право им обладать. Эта реальная история позже легла в основу романа Роберта Блоха и поставленного по нему фильма “Психо” Альфреда Хичкока.

Что и говорить, аудитории у некоторых из маньяков хоть отбавляй: если верить изданию GQ, за последние пять лет только в России о них сняли не менее 40 фильмов и сериалов. Создавая портреты серийных убийц, специалисты опираются на многочисленные исследования по психиатрии, криминалистике и социологии. 

Сначала создатели истории изучают информацию о нем в интернете, книгах, уголовном судопроизводстве. Интересные детали о преступнике также могут рассказать следователи. Дальше нужно оживить его образ. 

Например, режиссер сериала “5:32” Алишер Утев смотрел видеозаписи разговоров с настоящими маньяками и больными шизофренией, наблюдал за их поведением, мимикой, речью. После, работая с актерами, режиссер наделял персонажей деталями, например, нервным тиком.

Конечно, бывает страшно, когда ты пишешь сценарий, ведь ты залезаешь в голову маньяку. Ты говоришь: давай, попробуем обрисовать мир его глазами. Это жутко, так как маньяк — больной человек и все, что он делает, ненормально в принципе, — признается сценарист сериала «5:32» Сергей Литовченко. 

Еще каких-то два века назад при изучении преступников упор делался на внешность. Так, итальянский психиатр Чезаре Ломброзо в XIX веке составил их классификацию на основании антропологических особенностей — форме носа или высоте лба. Будучи тюремным врачом, Ломброзо мог изучить большое количество заключенных и поэтому всерьез утверждал, что вид преступления зависит от внешних признаков человека. 

Например, люди с неправильной формой черепа или чрезмерно развитыми челюстями с рождения оказываются наделены преступными наклонностями. Итальянец считал, что брюнеты склонны к воровству, а шатены — к убийствам. Он составил своеобразную классификацию и “разместил” преступников по трем группам — душевнобольные, случайные, прирожденные.

Впоследствии теорию Ломброзо критиковали за необъективность. Психологи и криминалисты давно пришли к выводу, что обычно серийный убийца ничем не выделяется в толпе. Он «безупречен» в быту, не выдает своих наклонностей и при этом достаточно умен. Но высокий интеллект не помогает ему достигать карьерных высот из-за асоциальности, что, правда, не мешает входить в доверие к жертвам. 

В историю же маньяки попадают благодаря мегаломании — они слишком переоценивают свое величие и важность, и потому хотят, чтобы их заметили.

«Я так люблю их безрассудное стремление быть пойманными. Овации — апофеоз его жалкой жизни. Слабость гения, нужда в аудитории», — говорил Шерлок в исполнении Бенедикта Камбербэтча в известном сериале ВВС. 

Как создавался сериал «5:32»

Киноистории про убийц с психическими отклонениями нередко критикуют за то, что они оправдывают злодея или зацикливаются на его психологической травме. В итоге зрители начинают ему сопереживать, как было в сериале «Декстер» и фильме «Джокер» с Хоакином Фениксом. С другой стороны, иногда такие картины исследуют, как человек решается на преступление. 

Человек — существо сложное, а искусство этим и занимается — ищет вопросы на вечные темы. Прежде всего о том, что такое человек. Мне кажется, что именно 11 сентября было катализатором, когда стал интересен не Джеймс Бонд, а приземленный Джейсон Борн. Позднее выходит «Казино Рояль», где Джеймс Бонд уже уязвимый, человечный и вообще не такой глянцевый, как раньше. Кино и сериалы больше уходят в реализм. Следовательно, нужны более реалистичные истории — сериалы ”Охотник за разумом”, “Настоящий детектив”, “Ты”, — считает Сергей Литовченко.  

Чтобы зритель не заскучал, создатели сериала использовали прием нелинейного повествования,  перебрасывая историю между прошлым и настоящим. Например, в 10 серии «5:32» действие идет задом наперед — в духе фильма «Помни» Кристофера Нолана. 

«Мы хотели сделать что-то новаторское, такое, чего в Казахстане никто еще не делал. Вообще, мировая драматургия меняется, зритель молодеет и надо идти в ногу со временем.  Алишер решил сделать сериал в лайф-стиле, когда снимают без штатива, в кадре крупные планы, много деталей, быстрый монтаж. Это сработало — сериал смотрят и студенты, и взрослые — мне писали люди за 50 лет, им было интересно», — отмечает Сергей. 

В сериале не показаны психотравмы маньяков и причины, из-за которых они перешли черту. Сергей Литовченко объясняет это тем, что сценаристы не хотели оправдывать злодеев. По его мнению, если на экране показать, что маньяка в детстве били или его отец был алкоголик, это будет нечестно по отношению к зрителям. 

«Получается, мы оправдываем его поступки. То есть, любой человек, который подвергался избиению или психотравме, будет сидеть перед экраном, и говорить: да, я понимаю маньяка. Его же били, вот я тоже буду бить. Поэтому мы просто рассматривали насилие как таковое. Убивать в принципе ненормально — это противозаконно, безнравственно и против природы человека», — подчеркивает сценарист.

Тень, замещение и любопытство — психологические причины любви к сериалам про маньяков

Для кого-то пощекотать нервы за просмотром кино — просто форма досуга. Но чем жестче история, тем неоднозначнее ее секреты популярности. Понять интерес к сериалам про маньяков поможет понятие «тень», которое ввел основоположник аналитической психологии Карл Густав Юнг. «Тень» — это желания, чувства и черты характера человека, которые он не принимает в себе, боясь быть непонятым и отвергнутым близкими людьми. Поэтому они вытесняются в бессознательное.

«Каждый носит с собой тень, и чем меньше она подключена к индивидуальной сознательной жизни, тем она темнее и гуще. Если плохое качество осознанно, то всегда есть шанс его исправить. Лишь приложив значительные усилия, мы можем освободиться от этой ноши. Нам нужно найти способ сосуществования сознательной личности человека и его тени», — писал Юнг в своей книге «Сознание, бессознательное и индивидуация».

Есть вероятность, что зритель через сериалы вымещает свои «теневые» желания. Кроме того, при просмотре исключается чувство вины, ведь чаще всего убийцу ловят и справедливость торжествует.

«В людях есть нереализованные агрессия и злость, потому как в обществе не принято подобные эмоции демонстрировать. Все мы должны быть хорошими, и поэтому носим маски, показывая только «хорошую» часть себя. Кому-то сериалы помогают пережить эти негативные эмоции, а кто-то через просмотр проживает свои травмы. Например, на человека нападали в реальной жизни, и он смотрит сериал на эту тему. Причем зритель может побыть в роли детектива, защитника (когда его не защитили в действительности), так и проецировать свою историю в роли жертвы и даже нападающего», — объясняет Динара Кожахметова. 

Есть мнение, что больше узнавая об ужасных преступлениях, человек может почувствовать себя безопаснее. И пусть это не более чем иллюзия, она успокаивает, говорила клинический психолог Анна Якушенко. Может ли такое кино действительно  навредить зрителю зависит от устойчивости его психики.  

«Действительно, людям впечатлительным и чересчур эмпатичным противопоказан просмотр сериалов о маньяках. Дело в том, что они могут не разделять грань между виртуальной жизнью и реальной. Соответственно, если постоянно смотреть такие фильмы, впечатлительные люди могут начать вести себя агрессивно, а насилие будет восприниматься как норма», — считает Динара Кожахметова.

Сцены насилия давно стали частью кинематографа, и в ближайшее время точно из него не исчезнут. Другой вопрос, что свой допустимый градус каждый определяет сам. А значит выбор фильмов и сериалов, также как их влияние на эмоциональный фон — это в первую очередь личная ответственность.