ГлавнаяБлог

Офисная тирания: как вести себя с абьюзером на работе?

Разбираемся, каким бывает недопустимое поведение в трудовом коллективе и как пресечь его в свой адрес

Представьте себе такую ситуацию: вы новый сотрудник в компании и вливаетесь в коллектив. Проходит неделя-другая, и вы начинаете замечать, что ваш руководитель стал допускать в ваш адрес неприятные высказывания. Потом ситуация неоднократно повторяется и вашу работу публично критикуют, хотя все было сделано вовремя в соответствии с требованиями. 

Это лишь один из токсичных сценариев, с которыми сталкиваются сотрудники как в небольших компаниях, так и крупных корпорациях. Почему люди следуют за деструктивными начальниками и чем, в свою очередь, руководствуются абьюзеры?  Разбираем в материале 5Q.

Как распознать тирана? 

В зависимости от уровня психологической устойчивости (слабой или сильной) для каждого отдельного человека тиранией могут считаться разные проявления. Токсичное поведение коллег может проявляться в разных формах. 

Обесценивание

Что бы вы ни сделали – будет сделано недостаточно хорошо. Начальник регулярно сравнивает сотрудника с другими коллегами и допускает высказывания из разряда “можно было бы лучше” или “это никуда не годится”. Сделанная работа будет принята, но ее ценность не подтверждена. 

Газлайтинг

Через обесценивающие шутки, обвинения и запугивания оппонент заставляет вас усомниться в адекватности восприятия окружающей действительности. Начальник-абьюзер преподносит себя единственным адекватным в беседе, а все сотрудники не так его понимают, искажая смысл его слов.

Буллинг (травля)

Руководитель выбирает одного или двух людей в коллективе и за счет коалиции с другими сотрудниками организует ему или им травлю: бойкотирует, унижает, обесценивает, оскорбляет, придирается.

Переход на личности

Руководитель считает себя вправе учить жизни, комментируя события из жизни сотрудника, не относящиеся к работе. Например, дает личностные характеристики жены/мужа, детей. Такое нарушение деловой этики и переход на личности не что иное, как проявление психологического насилия.

Что будет, если ничего не предпринимать? 

Со временем такие выпады подтачивают психологическое здоровье, и долго находиться в токсичном коллективе без последствий не получится. Придется все время стрессовать, что переводит организм в фазу дистресса, истощающую нервную систему. В итоге снижаются умственная активность и работоспособность.

Психологическая нагрузка сжигает ресурсы организма, вследствие чего падает иммунитет и обостряются все хронические заболевания. В придачу можно заработать гипертонию, болезни желудочно-кишечного тракта и  астматические признаки (ангина, бронхит).

Почему одни терпят, а другие становятся абьюзерами? 

Как правило, люди, остающиеся на токсичной работе, имеют определенную психологическую особенность. Она может заключаться в негативном детском опыте, связанном с психическим или физическим насилием со стороны взрослых. Если такой сценарий стал нормой, человек может неосознанно воспроизводить его во взрослом возрасте, например, допускать над собой психологическое давление или насилие. 

Начальник в этот момент находится во власти других сценариев. Еще в 1968 году Стивен Карпман вывел психологическую модель взаимодействия между людьми – “Треугольник Карпмана”. В нем присутствуют три роли: жертва, спасатель и агрессор. Тиран и рад бы вести себя иначе, но у него свои барьеры. 

Возможно, у него есть установка, что, проявляя силу и подавляя других, он не будет чувствовать своей собственной ничтожности и таким образом самоутверждается. Или что настоящие мужчины должны быть жесткими и властными. Причин может быть много. 

Стоит ли работать в токсичном коллективе?

Прежде чем принимать окончательное решение. проанализируйте, можете ли повлиять на ситуацию. Например, есть ли у вас возможность перевестись в другой отдел или перейти под начальство к другому руководителю? В зависимости от ситуации попробуйте переговорить с HR-менеджером или вышестоящим руководством. 

Бывает, что работа нравится и уходить не хочется. В таком случае также можно обратиться к психологу и поработать со стрессоустойчивостью. Больше узнав о своих “больных точках”, вы сможете защищать их либо излечить. Возможно, после этого вам больше не захочется работать с прежним руководителем либо вы найдете в себе силы поговорить с ним напрямую. 

Если в контакте с этим человеком или работниками вас внезапно охватывает тревожное, тягостное и тоскливое состояние, то скорее всего что-то в этой компании не так. Люди в ней могут находиться в переживании собственного бессилия. Если вы чувствуете, что это место вам не подходит, значит, так и есть. Определите для себя сроки дальнейшего пребывания в компании либо сразу увольняйтесь.

Заглавное изображение: Tengyart/ Unsplash