ГлавнаяБлог

IRBIS 4.0: как собирают первый казахстанский дрон-вертолет

Казахстанский беспилотник для гражданских целей презентовали в столице в феврале 2022 года. Такие летательные аппараты бывают нескольких типов беспилотников, а их функционал зависит от задач и области применения. Чем больше дрон, тем дальше он летает и больше груза способен переместить. Как и в крупной авиации беспилотники бывают самолетного и вертолетного типа, и вторые идеально подходят под гражданские нужды.

 Как появился проект беспилотника 

Мировой рынок беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) ежегодно растет. По прогнозам аналитиков, к 2025 году его объем превысит 42 млрд долл. Всплеск массового производства БПЛА пришелся на 2015 год, и Казахстан не остался в стороне. Появились компании-энтузиасты, предложившее  рынку отечественные беспилотники промышленного назначения.

Сейчас производителей дронов с маркировкой made in kz в республике несколько. В основном они собирают БПЛА самолетного типа, а созданием дронов-вертолетов занимается только одна компания — «SC Tech». Ее генеральный директор Ардак Бектасов, рассказывает, что идея заниматься беспилотной авиацией появилась в 2016 году. Тогда ему предложили поучаствовать в создании отечественного БПЛА для Национального университета обороны. Команда Ардака взялась за разработку корпуса, так как имела большой опыт работы с композитными полимерными материалами. Этот проект и определил будущее направление компании.

У нас был опыт в создании корпусов, но нам не хватало знаний авионики, внутреннего строения аппаратов. Поэтому стали искать технических специалистов в Астане и Алматы. Тогда многие занимались беспилотниками. Условия были такими: мы делаем корпус любой конфигурации, а от них требовалось внутреннее наполнение. Но никто не соглашался, многие считали, что сами могут создать аппарат с нуля, — рассказывает Ардак Бектасов.

Тогда команда выбрала простой путь, начав собирать дроны-самолеты полупрофессионального уровня. Детали для аппаратов заказывали на AliExpress или eBay. Однако у дронов самолетного типа есть недостатки, которые не позволяют активно использовать их в гражданских целях. Более универсальными оказались  дроны-вертолеты. Партнеров для их производства компания нашла в Беларуси.

«На себя мы взяли создание корпуса и программную часть.  Остальное мы не можем делать здесь, так как это уже точная механика. Главная белорусская разработка – автомат перекоса (механизм управления винта вертолёта, позволяющий регулировать тягу и изменять её направление – прим.авт). Можно сказать, это их ноу-хау. В мире не многие смогли создать эффективную технологию в таком компактном размере», — говорит Ардак.

Скорость, лёгкость и универсальность 

В зависимости от размеров дроны бывают разных типов: микро (масса до 10 кг), мини (до 50 кг), миди (массой до 1 тонны), а также тяжелые. По сути, «IRBIS-4.0» — полноценный вертолет в миниатюре. Это беспилотник класса VTOL (Vertical Take-Off and Landing),  использующий вертикальный взлет и посадку. Он входит в категорию БПЛА массой до 30 кг. Его рабочая или крейсерская скорость – 60 км/час, длительность полета с грузом 7 кг  — 1 час 15 минут.

На борт дрон может взять до 7 кг полезной нагрузки. Ардак считает, что будущее за аппаратами вертикального взлета, ведь их удобнее использовать в городских условиях.

Эта универсальная платформа позволяет установить устройство сброса-отцепа, также поставить лебедку для спуска груза в труднодоступных местах. Все эти характеристики могут быть полезными для нужд МЧС, сельского хозяйства, строительства, геодезии. Например, такой дрон может провести инспекцию больших территорий за короткое время.

Модели, которые делают в Беларуси, отличаются по характеристикам от казахстанского варианта. Отечественный дрон – упрощенная версия. К тому же белорусы производят его только на экспорт в Европу. Причина в том, что они слишком дорогие для белорусского рынка.

В большинстве своем современные дроны вертолетного типа работают на двигателях внутреннего сгорания. Соответственно, такие дроны мощные, но довольно крупные и дорогие. Одно из преимуществ IRBIS, в том, что вместо топлива он использует электричество. Это сокращает время полета, но делает его более безопасным и автономным. При этом летать аппарат может как в автоматическом, так и в ручном режиме.

За техническую часть всех дронов отвечает Виталий Гроо – главный инженер по разработке беспилотных летательных систем. Также он занимается и оснащением аппарата под конкретного заказчика.  

«Сам вертолет это просто летающая платформа, которая требует оснащения. В качестве полезной нагрузки (довесов) могут быть камеры, геодезическое оборудование, радары, или что-то еще. Все это определяет, где  будет применяться дрон», — объясняет инженер.

По словам Виталия, платформа дрона-вертолета в сравнении с обычными дронами — квадрокоптерами или мультикоптерами, более универсальна. Вертолет в несколько раз дольше может находиться в полете и ему не так страшен ветер.

«Еще один плюс вертолетов – они более устойчивы в пространстве. Поскольку есть всего одна ось вращения. По сути это самостабилизирующийся гироскоп, как «волчок», он способен как бы зависать в воздухе. И сдуть его может только порывистый ветер свыше 30 м/с», — отмечает специалист. 

Помимо оснащения дрона в компании изготавливают вертолетную балку, винт, крепления, ножки, корпус, а также создают собственное программное обеспечение под разные задачи.  Все эти детали состоят из прочного и легкого композитного материала — армированного углеволокна. Его изготавливают тут же в цехах.  

Самое сложное устройство дрона-вертолета – автомат перекоса. Это механизм, который  учитывает все нагрузки на винт во время полета и исключает любые вибрации. Выполнен он из авиационного алюминия. Производить такое устройство в Казахстане пока невозможно, для этого нужны специальные станки, которых в стране попросту нет.

О ситуации на рынке БПЛА

По словам Ардака Бектасова, на запуск производства и его реализацию ушло около 300 тыс. долл. собственных вложений. Сейчас цена за единицу полностью укомплектованного дрона варьируется в пределах 150-170 тыс. долл. Как говорит производитель, эта конкурентная стоимость для аппарата такого класса. 

Первый дрон-вертолет компания реализовала только в прошлом году. Всего она продала два беспилотника. Заказчиком выступило государственное учреждение. От частных компаний заказов пока не поступало. Но это не расстраивает предпринимателя, так как компания планирует сделать акцент на услугах, а не на производстве.  

«Говорить о том, что все затраты мы сразу покрыли я не могу. Но мы видим положительную динамику. К нам есть интерес со стороны заказчиков. Но сейчас во главу угла нашего развития мы ставим предоставление услуг.  Это и аренда дронов, услуги по мониторингу, обучение специалистов. В  рамках поставки дрона мы проводим обучение пилота и того, кто управляет полезной нагрузкой.  Курс рассчитан на две недели», — говорит предприниматель.

Как отмечает Ардак, в Казахстане рынка БПЛА нет, поэтому о конкуренции пока говорить рано. В республике есть лишь локальные участники 3 — 4 компании, которые работают по конкретным задачам.

«К сожалению, дроны не массовый продукт, поэтому мы не можем ставить их на поток. Да, интерес есть в экспорте, но пока мы о нем только думаем. Поэтому будущее за услугами», — считает Ардак.  

Нехватки кадров у компании нет, штат состоит из квалифицированных кадров. Также подписан меморандум о сотрудничестве с МУИТ, в рамках которого «SC Tech» будет помогать кафедре радиоэлектроники в создании учебно-материальной базы. В свою очередь в компании планируют использовать знания и наработки программистов и инженеров-радиоэлектронщиков вуза.