ГлавнаяБлог

Цифровая мода: зачем дизайнеры создают виртуальную одежду?

Интервью с digital fashion-дизайнером из Алматы Балжан Бейсенбаевой о моде будущего и цифровой одежде

Интересуясь темой новых технологий в индустрии моды, Балжан Бейсенбаева  начала создавать трехмерные анимированные модели. Дизайнер создала четыре образа для Metahuman-аватара и представила свою коллекции одежды на Digital Fashion Week New York. В разных виртуальных нарядах аватар девушки гуляет по природным достопримечательностям Алматы. 

5Q.media поговорил с Балжан о том, для чего нужна одежда, не существующая в реальности, кто ее покупает и какое будущее у виртуальной моды в Казахстане. 

Балжан, как так получилось, что из архитектурного дизайна вы перешли в digital fashion? 

– С детства я хотела быть fashion-дизайнером. Но мои родители отправили меня учиться по специальности архитектурного дизайнера в университет Брайтона, в Лондоне. Изучив это направление, я поняла, что оно мне тоже нравится. После окончания университета я вернулась в Алматы и начала создавать проекты в области дизайна интерьеров. Но мечта стать fashion-дизайнером меня не оставляла. В прошлом году я узнала о профессии digital fashion-дизайнера, и, так как шить я не очень люблю, но умею создавать работы в 3D, это оказалось тем, что мне нужно.

Нашла онлайн-курс, прошла его, но потом поняла, что он меня не устраивает, и начала учиться сама по видео в YouTube, спрашивать людей, которые этим занимаются. Так я объединила две свои профессии. 

Созданная вами коллекция Almaty Nature Collection – это ваша первая масштабная работа как digital fashion-дизайнера? 

–Да, это моя первая большая анимация, сделанная в программе Unreal Engine. Пока еще мало дизайнеров ею пользуется. И я сама раньше в ней не работала, поэтому было тяжело разбираться во всех тонкостях самой.

Расскажите подробнее об идее и процессе создания коллекции?

– Все началось с того, что я хотела сделать видео для Digital Fashion Week New York. Начала думать, чем можно поразить людей в США. Нью-Йорк – большой холодный мегаполис. Своими работами мне хотелось показать что-то теплое, и, так как вокруг Алматы очень красиво, я  вдохновлялась красотой казахстанской природы.   

В Unreal Engine можно создать все что угодно. Первоначально я планировала сделать суперсложную анимацию, но из-за коротких сроков упростила идею. У меня был всего месяц, чтобы все подготовить. Так как это метавселенная, которая еще не до конца освоена, задумку было технически сложно реализовать. Для создания одной модели надо было использовать четыре программы и затем соединить полученный результат. 

Как создается виртуальная одежда? 

Процесс мало отличается от создания настоящей. Сначала нужно придумать идею костюма, затем сделать его наброски и итоговый вариант перевести в трехмерный формат. Цифровая одежда создается по реальным лекалам и конструкциям, и уметь шить вручную тут необязательно. 

Можно ли продавать такие вещи и  где они используются?

Такие коллекции можно продавать как NFT или цифровые вещи на маркетплейсах. Например, покупая такую одежду у малоизвестного, но перспективного дизайнера, в будущем ее можно выгодно перепродать. 

Виртуальные вещи могут использовать знаменитости для создания контента в социальных сетях. В ходе одного исследования выяснилось, что блогеры покупают вещи только для одного фото. Теперь можно покупать виртуальные вещи на один раз. 

Второй вариант – покупка скинов для игр. Это большой бизнес, ведь люди и в играх хотят подчеркивать свою индивидуальность

Третий вариант – покупать такую одежду как искусство. Например, NFT, чтобы ее потом куда-то выставить. 

Четвертый вариант – VR-примерка. Бренды одежды могут сделать виртуальную версию моделей. Клиенты смогут примерить их онлайн и потом купить, не заходя в бутик. 

Из чего складывается цена на виртуальные вещи?

– Есть разные виды digital-моды. Все зависит от того, какая это модель и как она сделана, включая затрачиваемые усилия на ее создание. Например, в играх и метавселенных модели одежды проще из-за меньшей детализации. Это все нужно учитывать при разработке одежды, чтобы в конце она не выглядела ужасно.

Планируете ли вы монетизировать свой проект?

– Я планирую выставить его на NFT и сейчас решаю, на какую платформу. Недавно я выставила на маркетплейсе свою новую коллекцию Digital Shapanov Bucket Hat. 

По вашему мнению, может ли digital fashion design вытеснить традиционных дизайнеров одежды?

– Думаю, нет, потому что людям хочется вещей, сделанных вручную. Хотя есть теория двух вариантов развития будущего одежды. Согласно первому, люди будут носить черные майки и шорты, на которые будет проецироваться виртуальная одежда. Второй сценарий – любую одежду по желанию будут печатать 3D-принтеры. Но это все в далеком будущем. 

Сейчас многие бренды переходят на цифровую одежду. Молодое поколение будет жить в метавселенных, и именно оно делает брендам большую кассу. 

Как виртуальная мода меняет fashion-индустрию? В чем ее преимущества? 

– В ней много положительного. Например, зная заранее, что люди не будут покупать определенную модель, можно не шить настоящую одежду. Чтобы посмотреть, как определенная модель сидит на человеке, ее нужно сшить не меньше 10 раз. В 3D достаточно двух моделей и погрешностей значительно меньшее. Плюс не загрязняется окружающая среда. 

Виртуальная мода позволяет сделать много того, что недоступно реальной. Например, создать платье из огня или воды, используя различные видеоэффекты в 3D-программах. Создание цифровых моделей дешевле, но нужно больше человеческих ресурсов. Для дизайнеров это открывает бесконечные возможности. Можно создавать все что угодно.

Как виртуальная мода развивается в Казахстане и какие у нее перспективы?

Я думала, что одна здесь этим занимаюсь, но, оказалось, это не так. В социальных сетях я нахожу других людей, создающих виртуальные наряды. Но все еще мало тех,  кто знает об этом направлении. И даже если знают,  не всегда  понимают, что это и как использовать. Поэтому, я думаю, в Казахстане виртуальная мода на начальном этапе развития. 

Чего в Казахстане не хватает для развития этого направления? 

– Нам не хватает комьюнити. В других странах сильно развито комьюнити Digital Artist of Design. Участники сообществ друг другу подсказывают, чем-то помогают. Такое комьюнити нам бы тоже не помешало.