ГлавнаяБлог

Что такое NFT: крипторенессанс или пандемийный хайп?

NFT – сравнительно новое явление. Тем не менее, оно уже перевернуло всю арт-индустрию, став то ли новым модным трендом, то ли новым сегментом глобального арт-рынка. Как бы там ни было, а счет NFT-сделок идет на миллионы. 5Q решил разобраться, что это такое: новая веха в искусстве, выгодная инвестиция или деньги за воздух.

В интернете часто можно увидеть информацию о том, что кто-то купил цифровой дом на Марсе, а кто-то цифровую  картину. Кто-то стал счастливым обладателем виртуальных кроссовок, а кто-то – мема. При этом  пользователи не первое десятилетие тратят реальные деньги в виртуальном пространстве, будь то новое оружие в World of WarCraft или астероид в Entropia Universe.

По большому счету NFT – это тоже некий предмет, который можно использовать только в виртуальном мире. Или все немного сложнее? Давайте разбираться. 

Немного истории

Развитие NFT началось около четырех лет назад – в 2017 году. Однако резкий толчок технологии дали последние события: пандемия коронавируса, ускорившая развитие цифровых решений, и взрывной рост курса биткоина. Технология начала набирать бешеные обороты в конце лета и в начале осени 2020 года.

В феврале прошлого года заработанная на NFT сумма выросла до $340 млн. Это больше, чем доходы всех цифровых аукционов за прошлый год. А во-вторых, на этот рынок вышли такие гиганты, как Christie’s и Sotheby’s — крупнейшие в мире аукционные дома. Их доля от мирового рынка аукционных продаж антиквариата и предметов искусства составляет 90 %. 

В частности, Christie’s 11 марта продал огромный коллаж художника Майка Винкельмана, известного как Beeple, за рекордные $69 млн. Месяц спустя Sotheby’s продал картину анонимного крптохуджника под псевдонимом Пак за $1,36 млн. Картина называется «Пиксель» и представляет обычный серый пиксель, за который в конце торгов боролись сразу три покупателя. Более того, «Пиксель» — это часть серии цифровых произведений искусства, которые в целом ушли за $16,8 млн.

Murat Pak — «Пиксель»

Что такое NFT?

NFT (Non Fungible Token) или невзаимозаменяемый токен — это, в сущности, тот же блокчейн. Только с той разницей, что в открытом блокчейне все токены можно заменить на идентичные (биткоин можно поменять на другой такой же), а в системе NFT — нет.  Картина Пабло Пикассо не тождественна произведению Клода Моне. А трек Led Zeppelin вряд ли можно поменять на запись Тупака Шакура. Именно для того, чтобы перенести в блокчейн уникальные предметы появился формат невзаимозаменяемых токенов.

Проще говоря, NFT позволяет любому желающему закрепить права на уникальный цифровой объект. В то же время технология открыла много возможностей для креативных индустрий и крипто-арта. До сих пор digital-художников считали художниками второго плана. Хотя бы потому, что обычную картину можно купить и повесить на стену, а как покупать, например, видеоарт и — самое главное – что с ним делать, было непонятно. Сейчас и они могут монетизировать свое искусство, продавая его коллекционерам. 

Более того, сделать токеном  можно все: музыку, изображение, текст, видео, 3D-модель, предметы в виртуальных играх, недвижимость, человека. Соответственно, в этой нише найдется место не только для художников или музыкантов, что наглядно показал журналист The New York Times Кевин Руз.  Он “токенизировал” свою колонку об NFT, чем доказал, что журналисты и писатели тоже могут использовать этот ресурс.  

Деньги за воздух или инвестиция?

Главная ценность NFT — эксклюзивность. Несмотря на то, что после продажи токенизированный объект остается в интернете и его может скачать любой пользователь сети. WSJ сравнивает это с покупкой оригинала «Моны Лизы»: ее репродукции доступны всем желающим, но это не влияет на ее стоимость.

Более того, в случае с NFT — это скорее плюс. Блокчейн надежно фиксирует факт того, что именно вы приобрели некий уникальный объект и являетесь его единственным владельцем (для коллекционеров это сродни приобретению оригинала картины).  При этом, чем больше копий и чем больше скачиваний, тем лучше — ваш объект будет растиражирован, популярен, а значит вырастет в цене.

При желании стоимость токенизированного актива можно и поднять. Например, тем же способом, что и компания Injective Protocol. Она купила работу Morons (White) художника Бэнкси за $95 тыс. и спалила ее в прямом эфире. После этого компания привязала невзаимозаменяемый токен к цифровой версии уничтоженной работы. Так что теперь Morons (White) существует только в цифре и принадлежит Injective Protocol. Компания объявила, что пошла на такой шаг для того, чтобы создать из физической работы полноценный крипто-арт, который существует только в цифровом пространстве. А в качестве бонуса, значительно увеличила стоимость этого актива.

Все это определенно позволяет рассматривать NFT как инвестицию. Выгодную или нет – второй вопрос. Во-первых, как и в случае с традиционным арт-рынком, любой арт-объект может как вырасти в цене, так и упасть. Во-вторых, крипто-арт привязан к криптовалютам (в данном случае биткоин или эфир). Соответственно его стоимость в денежном выражении напрямую зависит от колебаний криптовалюты.  

Кроме того, стоит учитывать тот факт, что это относительно новый рынок и спрогнозировать, что будет в тренде через год-пять-десять пока сложно. Единственное, в чем сходятся мнения всех экспертов, это в том, что NFT уже стал частью арт-рынка и никуда уже оттуда не денется. 

Перспективы NFT 

Как и в случае с криптовалютами, ажиотаж вокруг NFT связан с ожиданиями будущего роста их стоимости по мере популяризации и развития технологии. Ценность NFT формируется из желания людей владеть частью редких вещей: искусством или уникальными цифровыми предметами. 

В феврале 2021 года консалтинговая компания L’Atelier опубликовала большой аналитический отчет по NFT. Так вот, ознакомившись с ним, можно сделать вывод: из-за возможности свободного выпуска токенов кем угодно на рынке есть множество активов, которые не принесут прибыли. Впрочем, это справедливо и для привычного рынка искусства.

Если же говорить о ближайшем будущем, эксперты сходятся на том, что сейчас он подходит к пику, когда все – и продавцы и покупатели – буквально ринулись в этот сегмент. Однако бум на технологию скоро пройдет. Наступит закономерный спад, разочарование и вымирание слабых проектов.  Рынок очистится — фейков станет меньше, формализуется процесс оценки объектов, какие-то инвесторы и художники потеряют к нему интерес. А вот потом наступит эпоха устойчивого роста. 

При этом торгуемые активы выйдут за пределы искусства, контента и коллекционирования. Криптоинвестор Эндрю Стейнволд, инвестирующий в NFT, считает, что капитализация токенов в ближайшем будущем превысит $1 трлн.

Обратная сторона медали

Если вы уже впечатлились перспективами и собрались открыть свою крипто-арт-коллекцию, то стоит узнать и подводных камнях. А они есть. И немаленькие.

Начнем с того, что NFT предполагает обладание неким объектом в блокчейне. Однако с точки зрения закона (а мы как-никак живем в правовом мире) NFT нигде и никак не регулируется, и пока не признается, как способ обозначения права собственности. Иначе говоря, с юридической точки зрения, покупка крипто-арта — это то же самое, что покупка участка на Луне или звезды, которой можно дать свое имя. 

К слову, тот же Christie’s снабдил свой лот (помните коллаж от Beeple, о котором мы говорили в самом начале) 33-страничным документом, суть которого сводится к тому, что покупатель в итоге владеет не объектом искусства, а криптотокеном.

Beeple — «Первые пять тысяч дней»

Второй подводный камень – криптовалюта, за которую продается крипто-арт. И первое, что здесь приходит в голову: а что будет, если криптовалюта сильно упадет в цене по отношению к реальной валюте? Или возникнут какие-то технические проблемы? А второе – по мнению ряда экономистов (в том числе, кстати, автора «Черного лебедя» Нассима Талеба и нобелевского лауреата по экономике Пола Крюгмана), криптовалюта, и, соответственно, крипто-арт — это схема Понци. Иначе говоря – финансовая пирамида. А они, как известно из истории, рано или поздно рушатся, что и произошло с несколькими криптовалютами. 

С другой стороны криптовалюты постепенно встраиваются в традиционные финансовые системы. Так в США действует первый национальный криптобанк, а во Франции местные законы позволяют криптофирмам открывать банковские счета. В ряде стран ( Сингапур, Тайвань, Таиланд и Австралия) местные финрегуляторы постепенно признают криптовалюты в качестве финансовых инструментов. 

Третий – экология.  С учетом мировых трендов по снижению углеродного следа, это даже не камень, а солидный валун. Дело в том, что запуск NFT, как и любого другого токена, требует затрат определенных ресурсов. В данном случае специального майнингового оборудования, которое потребляет большое количество электроэнергии. К примеру, по подсчетам cryptoart.wtf , углеродный след популярной гиф-анимации Space Cat, переведенной в NFT, равен примерно 340 кВт/ч. Приблизительно столько же электроэнергии тратит среднестатистический житель Евросоюза за два месяца. А поскольку электроэнергия в большинстве стран все еще вырабатывается ТЭЦ, то NFT  становится причиной дополнительнительных выбросов углекислого газа в атмосферу и усиливает парниковый эффект. 

Казахстанские реалии

По мнению арт-менеджера, директора казахстанской галереи «Улар» Юрия Марковича, казахстанские художники и коллекционеры на рынок NFT придут не скоро:

«Я все больше склоняюсь к тому, что ментально Казахстанский потребитель искусства еще не готов к цифровой торговле. На данный момент многие факты, связанные с моей работой, говорят о том, что некоторое развитие в эту сторону идет, но, к сожалению, медленно. В период пандемии начался некий бум на цифровую торговлю, на услуги онлайн. Конечно, это все будет развиваться, но нужно время. 

Цифровое искусство в целом присутствует в Казахстане в минимальных масштабах. Уже есть художники, которые осваивают передовые технологии, занимаются видео-артом, но все это в основном для внешнего потребителя. Многие художники, работающие в этих направлениях,  сотрудничают с иностранными галереями и именно там показывают свои работы. 

Если подытожить, то в ближайшее время появятся авторы, которым интересно цифровое искусство и они будут готовы участвовать в электронных торгах со своими произведениями, но для этого потребуется период развития, соответствующая реклама и законодательство. Хотя по примеру художников контемпорари-арт, художники цифрового искусства уже сейчас могут выставляться на зарубежных площадках».