ГлавнаяБлог

7 фактов о сохранении барсов в Казахстане

23 октября отмечается Международный день снежного барса. В этот день 9 лет назад страны, где обитает ирбис, договорились объединить усилия для сохранения этого уникального животного, оказавшегося на грани вымирания. Что известно о снежных барсах и как в Казахстане сохраняют их популяцию – в материале 5Q. 

Факт 1. Снежный барс не умеет рычать…

…В отличие от других больших кошек. К тому же это единственный представитель семейства кошачьих, проживающий исключительно в холодном климате. 

Ирбис обитает на высоте 1500-5000 метров над уровнем моря. Хищник отличается тонким, длинным, гибким телом, относительно короткими лапами, небольшой головой и очень длинным хвостом. 

В среднем снежный барс живет в природе около 10-12 лет, а в неволе – до 21 года. Детеныши у барса рождаются раз в два года, обычно в помете 2-3 котенка. Маленькие барсы любят снежные забавы – валяться в снегу и съезжать с горки.

Факт 2. В мире осталось всего несколько тысяч снежных барсов

В настоящее время численность ирбисов катастрофически мала: популяция вида, по различным оценкам, составляет от 4 тысяч до 7,5 тысячи особей.

Снежный барс внесен в Красную книгу во всех 12 странах, где обитает:  Монголии, Китае, Казахстане, Афганистане, Индии, Кыргызстане, Непале, Пакистане, Таджикистане, Узбекистане, Бутане и России.

“Может оказаться, что численность снежных барсов меньше, чем считалось ранее, поскольку все ареалы их обитания являются трансграничными – их могли подсчитать дважды в разных странах”, – отмечает директор ОФ Wildlife without borders KZ Дина Конысбаева.

Для точного подсчета численности редких хищников в 2017 году в Бишкеке в рамках глобальной программы по сохранению снежного барса и его экосистем была предложена инициатива по их оценке. Казахстан также участвует в этой инициативе.

Факт 2. В Казахстане обитает всего 140-180 барсов

Такие данные приводит Института зоологии РК. В радиусе 30 км от Алматы обитают 23 снежных барса, из них пять – непосредственно в черте города. В целом же в горах Заилийского Алатау ученые насчитали 40 особей ирбисов.

С середины XX века численность снежного барса в Казахстане стала заметно сокращаться, и уже к 80-м годам она уменьшилась до 200 особей. Благодаря созданию ряда нацпарков и других особо охраняемых природных территорий общая численность барсов в последние года выросла до 140-180 особей.

Факт 4. Человек – основная причина вымирания барсов

Ежегодно в горных районах Гималаев и Тибета браконьеры убивают сотни снежных барсов – примерно по четыре особи в неделю – в отместку за то, что хищники нападают на домашний скот.

Согласно исследованию, независимой программы мониторинга торговли дикими видами фауны и флоры TRAFFIC, от рук человека ежегодно погибает от 221 до 450 снежных барсов.

Немалую роль в вымирании барсов играют развитие инфраструктуры в местах обитания ирбиса, сокращение популяции парнокопытных млекопитающих и изменение климата.

Факт 5. В Казахстане установлено более 400 фотоловушек для мониторинга популяции барсов

Ирбис – зверь очень скрытный, и активен чаще всего в сумерках. Пятнистый рисунок шкуры превращает его в невидимку на фоне серых скал. Обитает он на высоте до 5000 метров, где температура опускается до -45 по Цельсию. Все это значительно усложняет изучение и охрану снежного барса, поэтому в мире исследовано не более 14% всех местообитаний ирбиса. 

Самый “простой” способ мониторинга снежного барса  —  фотоловушки. Они позволяют определить абсолютную численность популяции животных. В первый раз их начали устанавливать в 2012 году в Алматинском заповеднике. 

Установка фотоловушки – трудоемкий процесс, в ходе которого биологи выступают как альпинисты, следуя за горной кошкой в места их обитания. Камеры устанавливают преимущественно зимой на тропах, где ходит барс. Весной данные с фотоловушек снимают, и эту информацию изучают ученые. 

Также недавно для слежки за ирбисом начали использовать спутниковую телеметрию.

Факт 6. В Казахстане начали выделять больше денег на спасение барса

Спасением снежных барсов в Казахстане занимается Институт зоологии и несколько НПО. Институт зоологии работает за счет государственного финансирования, которое улучшилось в последнее время.

“Будем надеяться, положительный тренд закрепился, поскольку именно регулярное государственное финансирование научных исследований является базовым залогом сохранения вида в стране”, – говорит Дина Конысбаева.

Институту зоологии помогают два партнера – НПО: фонд Wildlife without borders и Snow leopard foundation. Фонды привлекают дополнительные средства через участие в международных грантах от организаций IUCN, WWF, CEPF и других.

Популяция барсов увеличивается, когда ранее неохраняемые территории становятся охраняемыми, объясняют эксперты. Сегодня цель ученых – получить конкретные данные о жизни и популяции снежных барсов. Для этого они закупают специальное оборудование и осуществляют полевые исследования. Большое количество времени ученые уделяют анализу данных и участию в регулярной научной деятельности в международном масштабе. 

По результатам этих исследований будут подготовлены предложения по спасению снежных барсов. Будут ли в дальнейшем приняты рекомендации ученых по созданию новых нацпарков и обновлению зонирования существующих парков – зависит от государства.

Факт 7. Казахстанцы могут участвовать в спасении снежного барса 

Основная опасность популяции ирбиса в Казахстане – это не браконьерство, а  сокращение ареала их обитания. Строительство дорог в горных системах нарушает миграционные коридоры барсов, как и разрастание Алматы в ущерб ареалу хищников, зажатому между городом и ледниками.

“Как только снежные барсы испытывают давление со стороны урбанизации города Алматы, их путь очевиден: они уходят в Кыргызстан, Китай и другие страны, с которыми мы граничим. Конечно, мы не можем ручаться, что территории этих стран обеспечены достаточной охраной и эти барсы точно будут жить, делая вклад в мировую популяцию”, – отмечает Дина Конысбаева.

Яркий пример остановки застройки в горах – несостоявшийся проект горнолыжного курорта на Кок-Жайляу, находящийся вблизи местообитания снежных барсов. Любая стройка на этой территории отбросила бы снежных барсов дальше в горы, считает эксперт. 

Участвовать в спасении барсов можно и иным способом: студенты университета КИМЭП нашли способ помочь сохранению ирбисов с помощью блокчейна.

Barys Yurt Club – это NFT-проект, связанный с помощью снежным барсам и культивированием бережного отношения к окружающей среде. Одна из целей проекта заключается в создании культа снежных барсов и повышении интереса жителей нашей страны к таким инновациям, как NFT. 

BYC представил 10 000 уникальных вариаций образа снежного барса, нарисованных художницами проекта. На написание всех слоев (лейеров) ушло около полугода. Затем на их основе ИИ сгенерировал изображения в традиционном, современном и аниме-стиле.

Сейчас часть этих изображений опубликована на платформе Ethereum-блокчейн в формате NFT и доступна для покупки из любой точки Земли. Стоимость токенов начинается от 5000 тенге. Процент вырученных за продажу NFT-средств будет направлен на спасение барсов. Ребята планируют помогать барсам и распространять культ бережного отношения к природе на постоянной основе. 

“Вначале мы планируем выделять 20% ежемесячных начислений НПО Wildlife without borders с увеличением начальной цены изображений, процент идущий на благотворительность, будет увеличиваться. На эту сумму мы планируем спонсировать полевые выезды экспертов, обновлять действующее оборудование, закупать фотоловушки и реализовывать другие традиционные и новые методы помощи снежным барсам», – отмечают участники проекта.

Заглавное изображение: фотограф — Салторе Сапарбаев, сотрудник Института зоологии РК и WWB KZ