ГлавнаяБлог

Учись или до свидания: EdTech-эксперт о непрерывном образовании

Интервью о трендах в профессиональном обучении и мотивации к изменениям

Бюро непрерывного профессионального развития (BCPD)  Международного финансового центра «Астана» развивает цифровые образовательные продукты для обучения в течение всей жизни. Среди них платформа дополнительного образования для молодежи Alpharabius, цифровая платформа  для профессионального развития Университет будущего, Академия Права, консалтинговое решение A-pro, а также школа программирования Qwant.

Эльмира, в чем на ваш взгляд важность и актуальность непрерывного образования?

— Обучение в течение всей жизни — это наша реальность. Все больше компаний отходят от рамок компетенции к персональным траекториям развития. Я считаю это оправданным. Рамка компетенций — понятие даже по названию ограничивающее. Мир не стоит на месте, а изменения происходят нелинейно. Информация — продукт скоропортящийся даже в образовании. Поэтому важно формировать именно траектории с возможностью перехода как по уровням, там по горизонтальному росту. 

Горизонтальный рост — еще один тренд, который распространен в западных компаниях и системах обучения (minor, major). То есть, для того, чтобы стать руководителем, ты должен не просто изучить все отделы, но и проработать в них. Это как в «Макдо́налдс» — начинаешь с уборки, дальше жаришь котлеты, потом стоишь за кассой и так далее до руководящей должности. Я утрирую, но такой подход становится все популярнее. И наоборот. Есть тренд кардинальной смены траектории развития. Например, из юриста в программисты. В этом случае человек может работать в смежных профессиях и быть успешен как в юридической компании, так и в IT, поскольку он знает специфику обеих индустрий. 

Третий карьерный тренд — мультизадачность и мультикомпетентность. Особенно, если принимать во внимание темпы развития индустрий, смены профессий и их популярности. При этом на узких специалистов сохраняется высокий спрос. Парадоксально, но факт — при быстрых темпах развития инноваций потребность в кадрах в разы превышает  предложения на рынке. На мой взгляд, это недоработка именно системы образования.

Например, IT-сектор, показал в пандемию, что в Казахстане не хватает квалифицированных IT-специалистов. Кроме этого, дефицит испытывают и другие отрасли.  Поэтому прикладные компетенции нужно и можно наращивать за счет профессионального образования, которое служит основой функциональной грамотности, востребованной в рынке.

— Высшее образование до сих пор ориентировано на получение определенной профессии или специальности. В чем основные минусы такого подхода?

— Я бы не стала в этом вопросе вдаваться в критику — все-таки институт высшего образования играет важную просветительскую и воспитательную роль. Просто должны появиться новые альтернативные игроки и участники, а также прогрессивные преподаватели. Поколение миллениалов делает выбор в пользу работы и практики, а не высшего образования.

Кроме того, есть успешные кейсы, связанные с полноценным высшим образованием, их тоже нельзя сбрасывать со счетов и говорить: все было плохо, мы сейчас придем и сделаем лучше. Мне кажется, нужен сбалансированный симбиоз высшего образования с дополнительным. Тогда будет больше специалистов, у которых есть и академические знания, и прикладные навыки, а главное — выбор. Перекосы, мне кажется, никогда не идут на пользу.

— Как учебным заведениям переформатироваться в современных условиях и много ли времени на это потребуется?

— Раньше в течение жизни человек мог построить одну, максимум две карьеры. Сейчас за жизнь можно построить полноценные пять-шесть карьерных траекторий, а то и больше, если учитывать смежные области.Вузам, конечно, придется брать это в расчет и перестраиваться — научиться использовать лучшие практики и применять их в своей работе. 

Например, международные сертификации — когда независимые профессиональные институты выводят определенные стандарты по той или иной профессии, как FRM Institute. Они ориентированы на практику, и многие их техники разработаны на основе анализа данных. 

Некоторые вузы начинают активно внедрять эту практику, чтобы по завершению у студента был не только диплом, но и профессиональный сертификат, с которым он выйдет на рынок и будет востребованным специалистом. 

Если вузы не изменятся, они будут только наращивать уровень квалифицированной безработицы и способствовать утечке мозгов. Это касается многих стран. Конечно, они становятся более гибкими, адаптируются к новым подходам. Пандемия коронавируса всех нас научила работать и учиться онлайн, очень многие институты открывают доступ к своим базам данных совершенно бесплатно. 

Образование уже не является элитарным продуктом, но по прежнему сохраняет статус «социального лифта». При желании можно за год освоить новую профессию вне вуза, а многие компании даже не запрашивают диплом при трудоустройстве. Однако это пока актуально не для всех отраслей и стран. Резюмируя, могу сказать, что переосмысление, безусловно, необходимо.  

— Какими базовыми навыками должен обладать человек в 21 веке, чтобы оказаться востребованным как специалист?

— Можно отметить несколько трендов. Первый — learnability или способность быстро обучаться. Это своего рода адаптивность к быстро меняющейся среде. В понятие learnability также входят умение перерабатывать большие объемы информации за короткий срок, а также применять полученные знания на практике. 

Неважно, в какой ты сфере, сколько у тебя лет опыта — важно быть адаптивным, не просто подстраиваясь под ситуацию, но и управляя изменениями. Это, наверное, самое главное, что сейчас требуется от специалиста, потому что в современном мире мы учимся каждый день, даже имея по несколько дипломов. 

Все чаще обучение взрослых строится через процесс игры или соревнования. Например, наша школа программирования Qwant построена на принципах геймификации. В основе  — алгоритм квеста, что подобно видеоигре с баллами, уровнями и значками. Такой подход лучше вовлекает в процесс и мотивирует доучиться до конца. Психологи утверждают, что для постоянного развития человеку достаточно 12 процентов новизны. Это актуально и в непрерывном образовании.

— Допустим, человек хочет заниматься самообразованием. О чем ему важно помнить в таком случае?

— В самообразовании есть три главных составляющих: делаю, могу, хочу. Ответить на эти вопросы помогает саморефлексия. Нужно спросить себя: что я сейчас делаю? Потом — проанализировать, что нравится, а что нет. Какие мысли, чувства, соображения возникают по этому поводу. Следующий вопрос: что я могу делать? Это уже более высокий уровень осознанности, когда человек размышляет, на что он способен. И наконец, вопрос: что я хочу делать? На этой стадии появляется готовность что-то менять.

Это не всегда просто, но того стоит. Важно отметить, что на изменения должен быть внутренний запрос. Тогда можно выйти на новые уровни смыслов и понять, куда развиваться дальше.

Также  есть разные степени развития. Осознанная компетентность — это уровень мастерства и профессионализма, когда все происходит естественно и легко (так кажется со стороны). Однако за этим стоит огромный путь саморазвития, поиска смыслов и преодолений. Человек знает, о чем говорит, может погрузиться достаточно глубоко в тематику и раскрыть ее с профессиональной точки зрения. Нужно быть готовым к тому, что компетентность наращивается не сразу. Нет четкой закономерности и корреляции, сколько конкретно потребуется времени. Все индивидуально.

Если говорить о навыках, то по данным отдельных исследований их можно приобрести или нарастить в среднем за два года. Теперь посчитайте, сколько всего нового вы можете освоить за свою жизнь. Если каждый день хотя бы по часу уделять новому увлечению, можно за год освоить новую профессию при условии практики и прочих сопутствующих факторах, конечно же. 

— В своих интервью вы говорили о важности холистического образования. В чем оно заключается? 

— Холистическое образование связано с обучением всей личности: эмоциональным, эстетическим, творческим, физическим и другим развитием. Его цель — полное раскрытие возможностей человека во всех сферах его жизни. Оно базируется на сотрудничестве и взаимоуважении всех участников образовательного процесса.

Холистическое образование нужно рассматривать с позиции адаптивности — массовое образование уже не работает, нужен индивидуальный подход. И одна из передовых индустрий, которая активно это использует — маркетинг. Сейчас поисковые алгоритмы уже не работают по единому стандарту, а учитывают очень много особенностей личности и подстраиваются под них. 

Холистическое образование очень важно, потому что не все подходы и методы одинаково хорошо подходят всем людям. Человек в центре любой системы — это новая необходимая реальность. К этому осознанию нам предстоит дотянуться. Мы все разные, и было бы глупо полагать, что нам всем нужно одно и то же. В образовании тоже нужен персональный подход, поэтому индивидуальное обучение всегда было эффективнее, нежели массовое. 

Под холистическим образованием я также подразумеваю не только академический компонент, но и функциональные и жизненные навыки. Важно научить наших детей не просто умножать трехзначные цифры в уме, но и объяснить определенные закономерности взрослой жизни, включая финансовую, экологическую, теологическую и юридическую грамотность, а также осознание себя, как части этого большого мира. 

— Назовите тренды образования, которые устарели.

— В ближайшее время будет трансформирован или пересмотрен классический подход classroom в образовании взрослых, когда есть преподаватель и аудитория, и весь процесс обучения происходит линейно и статично. Однако сводить на нет роль учителя не стоит, скорее наоборот. Роль и место педагогов и живого общения будет только нарастать. Устаревает именно формат доставки знаний “в одну сторону” как сам метод. 

Благодаря пандемии мы научились по-новому создавать контент, подросли новые индустрии (например, педагогический дизайн, продюсирование курсов), развились асинхронные системы доставки образования. Были пересмотрены подходы и роль образования в целом. 

Также обнажились многие проблемы, но было и много ценных осознаний. Самое главное, что роль педагога, уже как фасилитатора процесса образования, вышла на виток эволюционного развития.

Хотела бы особенно подчеркнуть, что центральным элементом системы образования должен быть человек, как бенефициар системы образования, в том числе, и учитель. Это, на мой взгляд, самая хорошая модель, которая может стать переходной к чему-то качественно новому.