ГлавнаяБлог

Мода пройдет, привычки останутся: эколог Хамида Токумова о том, как жить экологичнее

И новых подходах в привлечении внимания к экологическим проблемам

В интервью 5q.media эколог поделилась советами по внедрению эко-привычек, планами по экообразованию и рассказала о новых проектах. 

Хамида, расскажите, почему вы решили стать экологом? Что повлияло на ваш выбор?

— Я все детство проводила в деревне у бабушки с дедушкой. Мы часто выезжали на пикники, где изучали деревья, кустарники, животных, а родители рассказывали мне об окружающем мире. По сей день я всегда стремлюсь к природе, тишине, уединению. К тому же, дома мы начали сортировать отходы задолго до того, как эта мировая тенденция дошла до Казахстана. Одежду отдавали младшим детям или отправляли в деревню, а некоторые мамины вещи я перешивала на себя. Пищевые отходы мы всегда складывали отдельно.

Потом я углубленно изучала экологию в школе и отучилась в университете на эколога. После окончания учебы занималась научно-исследовательской деятельностью, побывала за границей и сравнила, насколько там сформировано экологическое воспитание и культура. Тогда я поняла, что нам есть к чему стремиться, а зарубежный опыт послужил для меня толчком. К примеру, моя дочь в свои четыре года знает, что существует несколько контейнеров для отходов, а когда чистит зубы не оставляет воду включенной. 

Я считаю,  каждый человек должен задумываться о том, как снизить негативное воздействие на окружающую среду. Лично я пересмотрела всю бытовую химию, использую средства с безопасным составом и перешла на органическую сертифицированную косметику. Также это полезно для сохранения здоровья.

— Как вам пришла идея арт-проекта и почему вы решили выбрать именно фотоформат?

— Изначально, когда я завела блог в Instagram, мне хотелось делиться экологической информацией. Посты не собирали охватов, а заниматься экологическим просвещением хотелось. Я начала понимать, что для продвижения экологической грамотности, нужно привлечь внимание людей в соцсетях. В случае Instagram – это красивая картинка. Заимствовать чужие фотографии было не вариант, поэтому решила создать свои. При этом хотелось, чтобы кроме красивых фотографий, аудитория получала информацию с важным посылом. Также столичный акимат одобрил размещение фотографий и социальных роликов моего проекта на билбордах.

На какие средства создавался проект?

— Я запустила проект на свои средства, а после успеха в Instagram выиграла грант, победив в конкурсе молодёжных экологических инициатив «3.2.1 Start». У меня был проект «Масштабное экологическое просвещение». Сейчас я продолжаю работать только на творческих началах, сотрудничая с фотографами.

Хочу отметить, что фотовыставка получила много положительных откликов и превзошла все мои ожидания. Фотопроект охватил 200 тысяч человек без таргетированной рекламы. Такой охват в инстаграме обеспечили конкурсы на моей странице, розыгрыши и репосты.

— Планируете ли вы, всё-таки, провести фотовыставку оффлайн, когда смягчат карантинные меры?

— Я получила предложение от Фонда Первого Президента провести выставку в новом здании Музея Первого Президента еще в прошлом году, но помешала пандемия, затем у меня подошел срок рождения второго ребенка. Пока мы отложили эту выставку, и скорее всего, она пройдет в следующем году. Кроме того, мы проводим серию фотосессий с новорожденными на эко-тематику. Такая идея пришла ко мне во время съемки для домашнего архива, и новая задумка цепляет за живое.  

Сколько проектов вы сейчас ведете и планируете ли запустить что-то по экологическому образованию? 

— Сейчас я разрабатываю практическое руководство по переходу к экологичной жизни.

Много ребят обращаются ко мне с вопросом: «Что мне делать для того, чтобы начать заботиться о природе?». Поэтому я создаю авторский сайт, где будет доступен сборник советов по внедрению экологических привычек в повседневную жизнь. 

Пока большую часть времени у меня отнимает написание книжной серии экологических сказок для детей. К работе над ними меня натолкнуло отсутствие детской литературы на экологическую тематику.

Сказки будут в стихотворной форме, а идею этого проекта я вынашивала долгое время. 

— Какие плюсы и недостатки у эко-просвещения в Казахстане?

— Скажу даже не как эколог, а как обычный житель: очень мало экологической информации транслируется. Поэтому я и решила вывести свой фотопроект на билборды. Нужно размещать больше постеров с инфографикой, показывать, как правильно сортировать и разделять отходы.

Из положительных моментов — радует, что молодежь чаще задумывается о спасении планеты и проблемах экологии. Студенты спрашивают меня о том, как привлечь больше сверстников к раздельной сортировке отходов. Они заинтересованы, и это уже плюс. Со старшим поколением ситуация сложнее.

Я думаю, что у молодого поколения больше доступа к информации. Тем более сейчас модно говорить об «экологичных отношениях», экологичной среде и косметике. Заинтересовать экологичным образом жизни возможно личным примером.

— Значит ли это, что молодое поколение способно повлиять на решение экологических проблем?

— Думаю, да. Работая с детьми, мы замечаем, что именно они приучают родителей сортировать отходы. То есть они получают какое-то экологическое образование в школе, вдохновляются и стараются дома вводить эти привычки. Бывают и такие случаи, когда дети хотят, к примеру, разделять отходы, но родители не поддерживают такие начинания. Это все из-за того, что у взрослых в основном отсутствовало экологическое воспитание.

— Как тогда на них повлиять?

— Для взрослого поколения самый действенный способ – это воздействие через «карман», то есть через экономическое стимулирование.  Например, в Европе все сортируют мусор, потому что введены штрафы. Многие не верят в то, что система сортировки отходов работает в Казахстане. Хотя мусоросортировочный комплекс столицы принимает и утрамбовывает отходы, а потом брикеты вторсырья передают в организации, которые в них нуждаются. Если бы люди знали об этом, то задумывались. Опять же проблема в освещении проводимой работы.

— Как сформировать экологические привычки и от чего стоит отказаться в первую очередь?

Во-первых, я советую реже покупать товары в пластиковых тарах и одноразовой упаковке. Вместо целлофановых пакетов можно использовать экосумки и тканевые мешочки.

Во-вторых, начните сортировать отходы. Проще всего сдавать макулатуру. Затем попробуйте отдельно собирать пластик, а также стекло и металл. Пищевые отходы можно перерабатывать в удобрения для растений с помощью компостера.

В-третьих, избавляйтесь от ненужных вещей либо постарайтесь дать им вторую жизнь. 

В-четвертых, потребляйте и покупать столько, сколько вам необходимо. Чувство меры поможет экономно расходовать природные ресурсы, а также личный бюджет. Нужно понимать, что вести экологичный образ жизни – экономно для вашего же кармана.

На самом деле, эко-привычки сформировать нелегко, как и любые другие. Чтобы прийти к осознанному потреблению, потребуется время, но усилия того стоят. 

Как прививать эко-привычки детям, если даже взрослым тяжело их придерживаться?

— Самое главное – это личный пример.

Детям нужно объяснять все природные явления, а также их связь с экологическими проблемами. Полезным будет выезжать с детьми на природу, при этом убирать за собой мусор и объяснять, почему это важно делать.

Также советую завести дома «зеленого друга». Если малыш начнет его поливать, то увидит, как появляются первые ростки. Так он поймет, что от его заботы зависит жизнь целого растения. Полезным будет чтение познавательной детской литературы и просмотр мультфильмов на эко-темы. Это могут быть не только специальные мультфильмы, но и такие, как «Смешарики», «Барбоскины», «Фиксики». Даже в них есть серии, посвященные экологии. Нужно помнить, что дети всегда перенимают то, что видят на экране и в жизни.