ГлавнаяБлог

«Меч для нас — символ чести и благородства»: Станислав Михеев о развитии исторического средневекового боя

В интервью 5Q лидер клубов «Байярд» и «Барыс» рассказал о философии и правилах этого нового вида спорта, как он развивается в Казахстане и сколько могут стоить настоящие рыцарские доспехи

— Станислав, как правильно назвать то, чем вы занимаетесь? Историческая реконструкция?

— Не совсем так, мы занимаемся историческим средневековым боем (ИСБ). Это довольно молодой вид спорта, скажем так, спортивная составляющая исторической реконструкции средневековья. Бойцы облачены в полный боевой доспех, который, как и оружие, сделан по реальным историческим образцам. Правда, в качестве оружия используются его небоевые, специально затупленные копии. В отличие от показательных сражений, часто проводящихся на фестивалях исторической реконструкции средневековья, наши поединки идут в полный контакт, их судят обученные спортивные арбитры.

Основная идея — это, с одной стороны, максимальная соревновательная практика для участников, а с другой — возможность проверить историческое снаряжение в условиях, максимально приближенных к боевым. Поэтому для участия в боях требуется снаряжение, точно соответствующее средневековой эпохе. В качестве основных типов мы используем копии оружия и доспехов XIII-XV веков, распространенных на территории бывшей Золотой орды (т.н. Великая степь), Европы и Руси.

Конкретно мы — это Алматинское отделение международного клуба исторического полноконтактного боя и фехтования «Байярд» и Алматинский клуб исторического средневекового боя «Барыс», одна из сильнейших команд в Казахстане и Центральной Азии по ИСБ. До начала пандемии всемирная организация «Historical Medieval Battle International Association» (HMBIA) семь лет подряд проводила официальные чемпионаты мира по ИСБ «Battle of the Nations», в котором участвовали 30 национальных сборных со всех континентов. 

По сравнению с историческим фехтованием у нас шире арсенал ударов и приемов, используемых в бою. Помимо ударов мечом, разрешены удары ногами, коленями, локтями, кулаками, торцом щита, и даже борцовские приемы (в историческом фехтовании все это было под строгим запретом). Удары наносятся в любые части тела, с небольшими ограничениями — нельзя бить в глаза, горло, пах и суставы.

— Звучит опасно! Как умудряетесь при этом не переломать друг другу кости?

— Травмы у нас, как в любом виде спорта, бывают, но их гораздо меньше, чем в боксе или футболе, например. Полная безопасность участников турнира всегда на первом месте — отсюда и строжайшие требования в ИСБ к экипировке, все части тела спортсменов должны быть защищены доспехами. К безопасности у нас реально очень строгие требования. Каждый человек перед выходом тщательно проверяется, а также проверяются заточка, вес и баланс его оружия. В каждом бою за десятью бьющимися людьми, а сражаются, как правило, две пятерки, наблюдают от пяти до десяти маршалов (судей), бегающих вокруг них, а зачастую и буквально под этими мечами. Обязательно присутствует бригада врачей.

— А доспехи где берете? Выглядят они, как будто прямиком из средневековья.

— В средневековье доспехи, как и услуги хорошего кузнеца, стоили очень дорого. Рыцарские латы могли стоить баснословное состояние и были доступны только знатным и очень состоятельным людям. После боя было обычным делом собирать доспехи с павших воинов. Среди нас даже шутка есть: «Человек еще не успел упасть, а с него уже сняли доспех» (смеется). Но и сейчас это тоже весьма не дешевое удовольствие, в среднем комплект доспехов выходит в сумму от 2 до 5 тысяч долларов. Не у всех есть такие деньги, так что многое приходится делать своими руками.

И все-таки сколько кровных мне придется выложить за полный комплект?

— Самый простой спортивный меч в качестве тренировочного спортинвентаря стоит от 25 тысяч тенге. Стоимость выкованного кузнецом меча для соревнований — уже от 100 тысяч тенге. За стальной шлем придется заплатить от 150 тысяч тенге. Защита на ноги из каленой стали — от 150 тысяч тенге, причем из титана будет стоить намного дороже — от 250 тысяч тенге. Естественно, нужна защита для рук, она обойдется вам от 100 тысяч тенге и выше. За качественную бригандину (пластинчатый доспех для защиты корпуса) из титана придется отдать не менее 150 тысяч тенге. Стеганая защита, на которую собственно одевается доспех будет стоить от 50 тысяч тенге. Прибавьте сюда щит – от 25 тысяч тенге, стальные рукавицы — от 100 тысяч тенге и специальные кожаные сапоги, на которые цепляются сабатоны (металлическая защита стоп) – от 25 тысяч тенге. Так что, если вы сумели уложиться в 850-900 тысяч тенге, считайте вам повезло.

— Вас поддерживают на официальном уровне в Казахстане или вы развиваетесь своими силами?

— Ну, ИСБ пока еще в Казахстане не признали официальным видом спорта, поэтому и госструктуры клубу не помогают. Да и думаю сейчас государству не до нас, и так проблем хватает. Спонсоров у нас тоже нет, поэтому приходится как-то крутиться самим. Например, на последний предпандемийный чемпионат мира мы не смогли выехать, хотя казахстанская сборная была полностью готова. Все уперлось в деньги, поскольку поездка на чемпионат стоила порядка 800 тысяч тенге на человека. А, повторюсь, никаких спонсоров у нас нет, все ребята занимаются за свои личные средства, на энтузиазме. 

Из-за пандемии мы не выезжаем на международные соревнования, чемпионаты мира также отменяют третий год подряд. Так что ведем детские спортивные секции, изготавливаем сувениры, проводим детские праздники и взрослые тимбилдинги на рыцарскую тему. Ну и, конечно же, делаем копии средневекового оружия и доспехов на продажу. Помогаем снимать клипы, проводим постановочные бои на различных праздниках. 

Мы сотрудничаем с кинокомпаниями, например, для «Казахфильма» во время работы над фильмом «Казахское ханство» мы изготовили реквизит для актеров и каскадеров. То, что не смогли сделать мировые фирмы, мы с ребятами изготовили своими руками. Киношники остались довольны. Еще участвовали в съемках клипа для британской группы «Beirut», где главным героем был актер из «Игры престолов». По фильму он очень жесткий брутальный мужик, и, казалось бы, привык ходить в доспехах, но когда на него надели 40 кг настоящих, он, честно говоря, был в шоке.

Ну и конечно мы развиваем наши социальные проекты, проводим «живые уроки истории» в школах, где дети могут не просто узнать о средневековом рыцарстве, воинских традициях казахского народа и воинах Золотой орды, но увидеть вживую доспехи и оружие, подержать их в руках.

— А есть перспектива, что вас признают официальным видом спорта в ближайшие несколько лет?

— Во многих странах мира ИСБ уже давно получил официальное признание, мы пока отстаем. И даже в России, где множество команд и сильнейшие бойцы в мире, он пока не признан на официальном. Но в ближайшем будущем все должно измениться, работа ведется. Уже давно по всему миру проводятся чемпионаты мира. Даже сам принц Монако открывал у себя этот чемпионат, более того, он сам фанат ИСБ и активно поддерживает его. По сути, за 30 лет произошла спортивная революция, когда с нуля появился полноценный спорт с десятками тысяч поклонников по всему миру. В Алматы все начиналось еще в 90-е годы, с толкинистов, которые собирались на Бутаковке порубиться деревянными мечами. А сегодня в Казахстане есть достаточное количество топовых бойцов, которые не затеряются на любом чемпионате мира.

— Раз это спорт, то должен быть и тренировочный процесс.

— Естественно. На самом деле люди, которые смотрят на нас со стороны, даже не подозревают, как тяжело мы «пашем» на тренировках. Изучаем фехтование, непосредственно работу с оружием и защитой, технику и тактику боя. Очень много времени посвящаем физическим кондициям, развитию силы и выносливости — это работа с «железом» и кроссфиты. 

Кардио очень важно развивать, потому что сердце должно выдерживать колоссальные перегрузки.  Когда на тебе 30-40 кг железа, да еще и очень жарко. У нас бывали соревнования, когда в сорокаградусную жару мы вынуждены были проводить бои, не снимая доспехи, находясь под палящим солнцем с 10 утра до 10 вечера. Один день в неделю мы одеваемся в доспехи и отрабатываем командные бои, элементы боя в составе пятерки, как «день борьбы» в дзюдо, например.

За любым восточным единоборством всегда стоит философия, а как с этим у вас?

— Определенного названия у нашей философии нет. Кто-то называет ее рыцарской. Меч для нас — это символ чести и благородства. Символ того, что надо защищать слабых и помогать людям, как бы пафосно это не звучало на первый взгляд. Недаром наш спорт называется спортом друзей, здесь нет злости. Есть только здоровая спортивная агрессия и соперничество во время поединка. Но пока забрало шлема не опущено, мы все друзья. Кстати, этому мы и учим ребят в наших детских секциях и на уроках живой истории. А еще любить свою Родину и знать историю своего народа. Было очень приятно, когда после одного из таких уроков учитель передал нам целую пачку детских рисунков батыров и рыцарей, навеянных нашими рассказами.